Белуха - алтайская Шамбала
Белуха – алтайская Шамбала

Приходящие в эти места люди всегда что-то ищут. Одни – Шамбалу, пришельцев из космоса, другие – душевный покой и гармонию. Действительно, алтайская гора Белуха, по одному из бытующих в Азии преданий, – это будущая северная Шамбала – рай, который наступит после исчезновения людей. «Владычица, белоснежная гора, питающая все реки и поля, готовая дать сокровища», она издревле во всей Азии почиталась как священная. Предания гласят, что именно на этой горе находится «пуп Земли», энергетически связанный с космосом, дарующий людям заряд бодрости и здоровья, открывающий новые знания.

Справка :
Белуха – высочайшая вершина Алтая и Сибири (4506 м) – располагается на северо-востоке Восточного Казахстана на границе Казахстана и России. Склоны ее двуглавой вершины покрыты вечными снегами и ледниками (Берельский, Катун-ский и др.) на площади около 70 кв. км. Название происходит от обильного снега, покрывающего Белуху от вершины до самого основания. На вершину Белухи ежегодно поднимаются до 2500 паломников, среди них есть тибетские ламы. Места вокруг этой горы не зря славятся своей благодатью: в ее окрестностях произрастает более 200 видов лекарственных трав, в том числе золотой и маралий корень, здесь пчелы собирают исключительно ароматный мед, слава о котором известна далеко за пределами нашей страны. Молодые рога местных маралов – панты – высоко ценятся в медицине; на их основе изготавливают препараты, продлевающие жизнь.
О загадочной Белухе мы узнали из записок Николая Рериха. Он считал эту вершину одним из нескольких мест на нашей планете, через которые Земля получает божественную энергию космоса. Кстати, сегодня предприимчивые турфирмы предлагают своим клиентам посетить в окрестностях Белухи ущелье Ярлу (долина эдельвейсов), пользующееся популярностью среди уфологов. По мнению последних, именно здесь расположен космодром для посадки НЛО. А по преданиям, именно в Ярлу находится один из входов в загадочную страну Шамбала… Алтайские шаманы уточняют, что Шамбала находится внутри священной Белухи, но в другом пространственном измерении. И увидеть ее можно только в видоизмененном состоянии сознания, а это не каждому дано.

Справка:

Николай Константинович Рерих – известный русский художник, писатель, археолог, философ, путешественник и общественный деятель — родился в Петербурге в 1874 году. Академик Российской академии художеств, в 1924-1928 гг. он предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934-1935 гг. — по Маньчжурии и Китаю. В 1928 г. в Индии Рерихами создается Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», а в 1942 г. в Нью-Йорке по их же инициативе – Американо-русская культурная ассоциация, где Николай Константинович избирается почетным президентом. За свою жизнь Рерих написал свыше семи тысяч картин.

В Индии, далеко на юге Азии, ведали о том, что на севере, в горной стране Алтае, на правом берегу Катуни, высоко в небо поднимается многоглавая гора, значение которой приравнивается к мировой горе Сумеру. В индийских священных ведах пишется, что Белуха призвана определять «центр от четырех океанов», так как она расположена почти на равном расстоянии от трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Индийского, за что и называется в древних письменах «пуповиной Земли».
У Белухи несколько названий, у каждого народа – свое. Одно из имен, которое ей дали сами алтайцы, – Цаган-Убугун – «Белый Старик». Седовласая голова «Старика», по их представлениям, достигала самой вершины мира, что находится поблизости от Большой Медведицы. Белуха почиталась на Алтае и потому, что на ее вершине, согласно легендам, нашел свою смерть от божественной небесной птицы дракон – носитель мирового зла.
В 1926 году Рерих совершил экспедицию в Горный Алтай к подножию Белухи. Золотые Горы (по одной из гипотез, слово «Алтай» произошло от тюркского «алтан», «алтын» – «золотой») интересовали Рериха как самая северная точка горного мира Центральной Азии, как один из главных коридоров, по которому древние народы двигались из центра Азии в равнины Сибири и далее, в Европу. Как место, представляющее интерес своей древней культурой, философией. «Странно и чудно, – писал перед своей экспедицией Рерих. – Везде по всему краю хвалят Алтай! И горы-то прекрасны, и недра могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны… Говорят, на Алтае весной цветут какие-то особенные красные лилии. Откуда это общее почитание Алтая?». Встреча со священной горой не только не разочаровала художника, но и ошеломила его, навсегда поселила в сердце любовь к Алтаю. Увиденные Рерихом многочисленные памятники древних культур Золотых Гор – пещеры со следами стоянок древнего человека, курганы, каменные изваяния поразили его. Он писал: «Алтай – Гималаи, два полюса, два магнита».
Три сокровища Белухи – три религии

На Алтае Белуху называют Уч-Сюре, или Уч-Орион. «Сюре» означает «жилище богов» и соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру. «Уч» по-тюркски – «три». Можно сказать, что гора Белуха означает «три жилища богов», или «жилище трёх богов». Почитатели богов Белухи, по поверьям алтайцев, должны были восходить на нее только по белому хадаку (скорее всего, это языки ледников и снежников. – Ред.). Хотя местный народ близко не приближается к своей святыне. Вообще в Азии очень развит культ гор – к священной или почитаемой вершине приближаться следует со смирением в сердце, с чистыми мыслями. Да и не так просто подобраться к святыне Золотых Гор, масса препятствий стоит на пути путешественников.
Другое название Белухи – Уч-Орион – связано с тремя звёздами «пояса» – созвездия Ориона. Следовательно, бывшая раньше трёхвершинной Белуха имеет какое-то отношение к этому созвездию, а более конкретно – к поясу Ориона. В книге древних восточных легенд «Криптограммы Востока» помещена легенда о святом камне, который явился с неба, как «посланец» дальних миров, как дар Ориона. В легендах указываются три конкретные звезды, пославшие камень миру. Это – звёзды пояса Ориона, которые раньше назывались, как пишет Николай Рерих, «три мага». Вспомним, именно на Алтае встречаются три мировых религии –христианство, буддизм и ислам. Может быть, такой смысл скрывает это название?
Кстати, есть и вовсе смелая версия о том, что Белуха – родина Будды, дескать, именно отсюда он отправился в Индию и на Тибет. Индийский эпос «Махабхарата» говорит о Белухе (в Индии – Меру): «Над чашечкой того лотоса к небу возносится Меру, и на нем пребывая, миры произвел проходящего мира владыка», «При восходе своем и при закате совершало Солнце круг прадакшены вокруг царя гор, великой золотой Меру», «Северный край, о достойный, озаряет своим сиянием славная великая Меру, благословенный приют познавших Брахман. Там — обиталище Брахмы — Праджапати, души сущего и Творца всего, что движется и неподвижно. Великая Меру — благодатное пристанище тех, кого называют «порожденные Разумом», «Смотри – на высочайшей вершине Меру, там, где нет ни одной пылинки, восседает сам Прародитель вместе с умиротворенными богами».
На юг Азии Будда пришёл с севера, значит, из наших краев. Но был ли он на Алтае? Утверждать наверняка это нельзя, но стали вдруг находить на Алтае его скульптурные изображения, буддийские пещерные алтари и много другой, связанной с Буддой, атрибутики.
Легенда о Белом Бурхане

И уже не удивляет тот факт, что даже в тысячах километров от Алтая, в труднодоступном Ладакхе, на земле высокогорных перевалов и йогов-отшельников в Западном Тибете (к северу от Гималаев), прекрасно знают о священной Белухе, или Меру. Именно здесь Николай Рерих впервые услышал древнюю алтайскую легенду о Белом Бурхане. Местный лама сказал Рериху о Белухе: «С вершины ее в ясные дни видны горы священной страны. Под горой засыпан песком город Аюши-Хане. Можно видеть и стены, и храм»…
Итак, согласно старинной алтайской легенде, древнему правителю Алтая Ойроту, прозванному в народе Белым Бурханом, после сражений с врагами его народа пришлось отступить. Он ушел со своими воинами в неведомые края, пообещав непременно вернуться и восстановить государство алтайцев. Когда же народ спросил, какие будут знамения его возвращения на Алтай, Ойрот отвечал: «Знаки усматривайте на Солнце и в очертаниях спин трех снежных вершин святой горы народа алтайского Катынбаш». А Катынбаш – это и есть Белуха. Она изменила свои контуры в начале XX века: в результате сильного землетрясения на Алтае одна из трех вершин священной горы отвалилась, и Белуха стала двуглавой. Пораженный народ стал искать знаки на Солнце, но, не найдя их, все равно заволновался. Тем более что именно в это время по селениям коренных жителей Алтая стремительно пронесся слух о том, что некая юная алтайка встретила в горах незнакомого человека, который уверенно предрек скорый приход Ойрота и призвал ждать его.
Таинственный прорицатель сказал так же о том, что следует сделать для встречи Бурхан-хана (именно так прозвали в народе Ойрота). Алтайцам нужно было отвернуться от местных шаманов и больше не участвовать в их камланиях, предать огню деревянных богов шаманов, не приносить более в качестве жертв лошадей, отказаться от традиционных обрядов и плясок, закопать в землю оружие, чтобы противники старой веры не смогли пустить его в ход. В обрядах поклонений богам теперь все упрощалось: можно было ограничиваться воскуриванием душистого можжевельника, исполнением «созвучных пений» да почтительными поклонами Белому Бурхану. Николай Рерих посчитал, что Белый Бурхан – это и есть Благословенный Будда.
Справка:
Могущество алтайских шаманов, которых народ называл камами, считалось безграничным. Они могли вызвать снегопад или вдруг напустить на окрестности змей. Однако, несмотря на свою силу, камы не смогли пресечь распространение на Алтае бурханизма.

После всех этих знаменательных событий на Алтае началось повальное увлечение народа новой местной религией, которую назвали бурханизмом. Под предводительством местного чабана Чета Чолпанова алтайцы, увешанные цветными лоскутами тканей, тысячами собирались в логу Дерен, совершали моление и следили за Солнцем, боясь не заметить торжественного момента появления знамения. Власти насторожились, так как участники дереновских собраний отказывались подчиняться установленным порядкам, заявляя: «У алтайцев скоро будет свой царь!». Это приводило в бешенство губернских чиновников и всесильную полицию, которая в итоге разогнала молящихся в логу Дерен, арестовала Чета Чолпанова и предала его суду. Дело получилось громким, на защиту чабана из Петербурга в Бийск отправились три адвоката. И они выиграли процесс!

Местные пещеры ведут в Тибет

Связь с буддизмом и с Тибетом можно обнаружить даже в пещерах вокруг Белухи. В частности, множество пещер расположено в долине Кырлыка. По рассказам старожилов этих мест, по протяженности пещерные ходы здесь очень велики. Николай Рерих пытался пройти их до конца, но попытки оказались безуспешными. В связи с этим ученый припомнил повествование «о местах спасения людей» – таинственных пещерных галереях, которые будто бы протянулись на тысячи километров от Тибета на запад к Турфану через Куньлунь и Алтынтаг. На основании этого можно сделать вывод, что в Кырлыге находятся выходы из трансазиатских подземелий!
На сего-дня известны несколько пещер в районе Белухи. Например, именно здесь находится самая глубокая пещера России (глубина 345 м, длина более 3 км) – пещера «Экологическая». Есть там таинственная пещера «Геофизическая» – яма, в которую стекаются реки (глубина 130 м, протяженность – 500 м).
«Камышлинские пещеры». Общая протяженность большой пещеры – 72 м. Вход в пещеру открывается небольшим гротом, длина 8 м. У средней части потолок достигает 7 м и напоминает форму усеченного конуса, затем высота резко снижается до 0,5 – 0,6 м и за 2-хметровым лазом располагается грот, названный «светлым».
Пещера «Алтайская» – длина 3, 8 км, глубина 248 м.

Загадочные камни оленей

Недалеко от Белухи в Уймонской долине Николай Рерих нашел десятки древних не известных науке памятников, погребальных сооружений Алтая. В своих дневниках путешественник, к примеру, упоминает о керексурах (надмогильных холмах, насыпанных из больших камней), «стелах безымянных народов», «оленьих камнях» (загадочных плитах, покрытых изображениями оленей с заброшенными за спину рогами и с витиевато закрученными отростками), «каменных фигурах» (изваяниях «баб», называемых кезерами и позволяющими детально представить покрой одежды древних). С каменными могилами у местного населения связаны легенды о давно прошедших здесь племенах. Например, о племени с высокой культурой, большими знаниями и чудным названием – чудь. По рассказам, племени угрожала смертельная опасность, и оно было вынуждено уйти через свои тайные подземные ходы в неизвестном направлении. Есть версия, что местные древние курганы с каменными завалами и есть замурованный вход в загадочные подземелья чуди. Рерих тут же вспомнил о распространенном в Индии и Тибете сказании о подземном городе народа агарти. Алтайские старики добавляют: «Только не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время, тогда придет опять чудь со всеми добытыми сокровищами». Впечатленный увиденным и услышанным возле Белухи, Рерих написал в дневнике: «И в доисторическом, и историческом отношении Алтай представляет собой невскрытую сокровищницу». Кстати, не так давно археологами на Алтае была обнаружена группа каменных стел, расположенных строго по одной линии и сориентированных в пространстве так, что это дает возможность предположить существование в окрестностях священной горы древней астрономической обсерватории.

Республика Алтай
13-й км от поселка Усть-Сема
Билайн +7 960 967 83 78  МТС +7 913 991 40 20  Мегафон +7 923 664 34 88
Въезд с животными к нам запрещен